Страница:
17 из 126
На озере после полуночи он наблюдает, как император удит рыбу.
Лунная ночь над гатчинским парком. Волков одиноко стоит на берегу, демонстрируя немногочисленность охраны. Подлинная охрана — 30 человек прячется в кустах вокруг озера. За лодкой царя — другая, с конвоем.
В царской лодке егерь светит фонарем, рыба плывет на свет, и огромный, тяжелый царь с размаху бьет острогой всплывающую рыбу.
Удить рыбу и охотиться — эти занятия отодвигают порой даже государственные дела. «Европа может подо-ждать, пока русский царь удит рыбу»
— этот афоризм могущественного монарха, хозяина шестой части земли, обошел газеты мира.
Николая берут на охоту и рыбную ловлю, но чаще берут Михаила, младшего брата. Здоровяк и шалун Михаил — любимец и отца, и матери.
Царь с гостями пьет чай на балконе, а внизу играет Миша. Богатырская забава: отец берет лейку и сверху обливает мальчика водой. Миша доволен. Миша хохочет, смеется царь, смеются гости.
Но вдруг следует неожиданная реплика: «А теперь, папґа, ваша очередь». Император послушно подставляет свою лысину, и Миша обливает его из лейки с ног до головы…
Но железная воля отца сломит детскую самостоятель-ность Михаила — оба брата вырастут добрыми, мягкими и стеснительными. Такими часто бывают дети у сильных отцов.
Именно тогда Николай постиг горчайшее для отрока: любят не тебя — любят брата! Нет, нет, это не сделало его злым, угрюмым, менее послушным. Просто он стал скрытен.
|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|