Страница:
325 из 552
— Дядя, — сказал он, — а ты правда представляешь себе, что такое совесть?
Академик насмешливо взглянул на него.
— Наверное, тебе это в самом деле нужно объяснить. Совесть — это наш внутренний судья, который позволяет человеку отличать добро от зла. И таким образом контролировать свои поступки.
— Но я не испытываю никакой потребности в подобном мистическом судье, для этого мне вполне хватает разума.
— По-видимому, не хватает, — сказал академик. — Иначе ты не поступил бы так безобразно. Совесть — это не только разум, она еще и отношение к миру, чувство.
Оба долго молчали, потом Сашо несколько неуверенно сказал:
— Похоже, у меня нет ни такого отношения, ни такого чувства… Я привык все оценивать. И потом, зачем мне совесть, дядя, если во мне самом нет зла, как, наверное, нет и добра. Но, по-моему, я неплохо их различаю, когда с ними сталкиваюсь.
Дядя промолчал. Возможно, в эту минуту он просто не знал, что ответить, выглядел он хмурым и подавленным. Наконец машина остановилась перед домом академика, но тот не спешил выходить.
— Как ты решил насчет Аврамова?
— Но, дядя, именно сейчас мне не хочется оставлять тебя одного.
— А это что такое, по-твоему? — хмуро спросил академик. — Не совесть?
— Скорее инстинкт самосохранения.
— Я хочу, чтобы ты работал с Аврамовым! — твердо сказал академик. — Это нужно мне!
— Хорошо, дядя… Завтра… завтра ты придешь?
— Я вообще нигде не появлюсь, пока у меня не примут отставку. Думаю, завтра меня вызовут.
|< Пред. 323 324 325 326 327 След. >|