О книге Романа Гуля Конь Рыжий :: Иванов Георгий
Страница:
2 из 3
С первыхже страниц становится страшно за автора. Опасностей слишком много. Как соединить субъективную правду о себе с объективной правдой мира, как слить эти две, часто враждебные друг другу, правды в третью, в правду искусства? Опасность воспоминаний - этих фотографий памяти. Ведь банальное утверждение: "фотография не лжет" давно заменено таким же банальным "фотография не может не лгать", не может не сдвигать планов, не искажать перспективы, не преувеличивать или преуменьшать деталей, не сгущать теней. Ложь фотографии - ложь воспоминаний. Банальное: "никто так не лжет, как очевидцы". Пусть бессознательно, незаинтересованно, искренно, а все-таки... Но опасения напрасны. Читая "Коня Рыжего", я не переставал удивляться его "правдивой правдивости". Гуль действительно вводит читателя в то "царство правды", где по известному выражению "никогда не заходит солнце". Не в пример всевозможным подражателям Пруста, его "поиски потерянного времени" не бесплодны. Под его пером прошлое действительно становилось настоящим. Но это "не прошлое, которое пожирает настоящее". Это прошлое, превращаемое искусством в живую жизнь, в "жизнь, которая хочет жить".
Вместе с автором мы проделываем долгий - порою мучительный и страшный - путь из его родного Керенска до Гасконской фермы, где обрывается описание этого жизненного странствия. Мы присутствуем при его борьбе не только с внешним миром, но и с самим собой, когда "кричит дух, изнемогает плоть" (Н.
|< Пред. 1 2 3 След. >|