О полном собрании сочинений в 8 томах :: Шекспир Уильям
Страница:
79 из 135
Маркс, - была история старого порядка, пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц, - другими словами, пока старый порядок сам верил, и должен был верить, в свою правомерность. Покуда ancien regime, как существующий миропорядок, боролся с миром, еще только нарождающимся, на стороне этого ancien regime стояло не личное, а всемирно-историческое заблуждение. Потому его гибель и была трагической" {К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 1, 1955, стр. 418.}.
И в другом еще месте К. Маркс писал, без сомнения имея в виду возникновение таких произведений, как "Дон Кихот" и некоторые трагедии Шекспира, о том, что "...гибель прежних классов, например рыцарства, могла дать материал для грандиозных произведений трагического искусства..." {К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 7, 1956, стр. 213.}.
С потрясающей силой изображает Шекспир в своих трагедиях второго периода крушение и гибель тех представителей старого, патриархального мира, которых он идеализирует в противовес миру бездушной корысти и алчности, несущему им смертный приговор. Таков прочувствованный портрет старого Гамлета, трогательный облик Дункана, благородные фигуры Лира и верных ему Кента и Глостера. Все они, по существу, принадлежат к феодальному миру, но Шекспир отнюдь не представляет их себе сословие окрашенными всеми темными суевериями и предрассудками феодализма. На их фигурах лежит налет некоторой сказочности, легендарности, как если бы они принадлежали к доисторическим временам.
|< Пред. 77 78 79 80 81 След. >|