О полном собрании сочинений в 8 томах :: Шекспир Уильям
Страница:
84 из 135
В других случаях страдания героя производят морально-примиряющее впечатление уже потому, что они перерождают и просветляют его: таков Лир, который из деспота-короля превратился в Человека, в своей простой человечности более великого, чем тот великий король, каким он был раньше. В обоих случаях от трагедий Шекспира веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя бы эта борьба и не всегда сулила успех. Героический и гуманистический характер этого пессимизма очень далек от фаталистического отчаяния.
Две пьесы этого периода на сюжеты из римской истории - "Антоний и Клеопатра" и "Кориолан", так же как и возникший раньше "Юлий Цезарь", близки идейно к названным трагедиям. Но их социально-политическая проблематика как бы заменяет прежний жанр национально-исторических хроник, Замена эта не случайна: Шекспир, отходя от прежнего безоблачного оптимизма, теперь отказывается и от былого монархического идеала, что ему, конечно, удобнее было показать на материале истории далекого Рима. Его герой - благородный республиканец Брут, а развенчанию он подвергает как носителей императорской (читай - монархической) идеи Юлия Цезаря и Октавиана, так и честолюбивых Эгоистов-аристократов Антония и Кориолана. Атмосфера всех трех трагедий закат великой культуры, осень чувств и деяний с ее переспелыми плодами и роскошными, но пахнущими уже тлением цветами.
|< Пред. 82 83 84 85 86 След. >|