О полном собрании сочинений в 8 томах :: Шекспир Уильям
Страница:
85 из 135
Все прежние безоблачные идеалы Шекспира подвергаются теперь пересмотру: в природе наряду со здоровым началом подмечаются больные явления, извращения ("Лир", "Макбет"); все чаще ставится проблема обуздания страстей разумом; на каждом шагу встают темы воспитания или перевоспитания личности, критического отбора, перестройки понятий, обычаев, форм человеческих отношений. Гуманизм Шекспира помимо героического характера становится также и "критическим", что острее всего проявляется в "Тимоне Афинском".
Сурового критицизма и внутренней горечи полны также и три написанные в эту пору комедии Шекспира - "Троил и Крессида", "Конец - делу венец", "Мера за меру". Если в трагедиях второго периода жизнь предстает Шекспиру во всем своем суровом и страшном виде, то в этих комедиях она поворачивается к нему своей низкой и грязной стороной. Первая из этих пьес лишена даже счастливой развязки - казалось бы, обязательного признака комедии, а во второй и третьей счастье, заслуженное главной и второстепенной героинями и состоящее в браке с не очень-то заслуживающими его героями, добывается ими обеими одинаковым, морально не очень красивым способом - путем любовного подмена. Если присоединить к этому большую долю скабрезности в шутовских сценах, все три пьесы не доставляют нынешнему - как, без сомнения, и тогдашнему зрителю полного удовлетворения.
Подобные мотивы и стиль мы встречаем у многих комедийных авторов, младших современников Шекспира, особенно у писавших для аристократических зрителей, любивших фривольные, развлекательные пьесы. Не следует, однако, усматривать в этом уступку Шекспира шедшим из верхов вкусам или просто "творческую неудачу" его. Это лишь результат его изменившегося взгляда на жизнь, муть которой стала ему теперь виднее.
|< Пред. 83 84 85 86 87 След. >|