О том, как я учился писать :: Горький Максим
Страница:
5 из 47
В этих случаях значение работы художника равноценно с работой ученого-естественника, который исследует условия существования и питания животных, причины размножения и вымирания, изображает картины их ожесточенной борьбы за жизнь.
В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты развил в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Познание - это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание - есть мышление. Воображение тоже, в сущности своей, мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, "художественное"; можно сказать, что воображение - это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения.
Мы читаем и слышим: "ветер плачет", "стонет", "задумчиво светит луна", "река нашептывала старые былины", "лес нахмурился", "волна хотела сдвинуть камень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей", "стул крякнул, точно селезень", "сапог не хотел влезать на ногу", "стекла запотели",- хотя у стекол нет потовых желез.
Все это делает явления природы как бы более понятными для нас и называется "антропоморфизмом", от греческих слов: антропос - человек и морфе - форма, образ. Тут мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества,- воображает, вносит их всюду - во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.
|< Пред. 3 4 5 6 7 След. >|