О жизни   ::   Толстой Лев Николаевич

Страница: 31 из 185

"И вещество, и силу, и жизнь мы изучаем; а если мы изучаем их, то мы можем и познать их", говорят они, не соображая того, что они изучают не вещество, не силу, не жизнь, а только отношения и формы их. (Примеч. Л. Н. Толстого.)].

И вот ложное учение, подставив под понятие всей жизни человека, известной ему в его сознании, видимую часть ее - животное существование, - начинает изучать эти видимые явления сначала в животном человеке, потом в животных вообще, потом в растениях, потом в веществе, постоянно утверждая при этом, что изучаются не некоторые проявления, а сама жизнь. Наблюдения так сложны, так многообразны, так запутанны, так много времени и усилия тратится на них, что люди понемногу забывают о первоначальной ошибке признания части предмета за весь предмет и под конец вполне убеждаются, что изучение видимых свойств вещества, растений и животных и есть изучение самой жизни, той жизни, которая познается человеком только в его сознании.

Совершается нечто подобное тому, что делает показывающий что-нибудь на тени и желающий поддержать то заблуждение, в котором находятся его зрители.

"Не смотрите никуда, - говорит показывающий, - кроме как на ту сторону, где появляются отражения, и главное, не глядите на самый предмет: ведь предмета и нет, а есть только отражение его".

Это самое и делает потворствующая грубой толпе ложная наука книжников нашего времени, рассматривая жизнь без главного определения ее, стремления к благу, открытого только в сознании человека [См. прибавление первое в конце книги: О ложном определении жизни. (Примеч. Л. Н. Толстого.)].

|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]