Страница:
60 из 80
Почему? Ответ прозаический - в этих «закрытых» работах Константин Циолковский представал не убежденным материалистом, идеи которого вполне соответствовали марксистско-ленинской философии, а мистиком с уклоном в космизм, основы которого ему преподал Николай Федоров, работавший в той самой московской библиотеке, где самообразовывался Циолковский.
Николай Федоров утверждал, что смерть не изначальна в природе. Она - лишь приспособительное средство, выработанное в процессе эволюции, поскольку смена поколений - эффективнейший механизм усовершенствования рода. Но он исчерпывает себя. Ибо в дело вступает активная преобразующая сила в виде разума, который по своей сути требует бесконечного личностного совершенствования. Отсюда - потребность жить вечно.
«Почему бы и нет?! - восклицал Федоров. - Ведь на элементарном уровне жизни существует практическое бессмертие - периодически омолаживающиеся одноклеточные».
Константин Циолковский усовершенствовал «русский космизм». Будучи всё же в глубине души верующим человеком и православным, он попытался «научно обосновать» религию и чудеса христианства.
Центральным в религии Циолковского стало учение о «чувствующем атоме» («панпсихизм»). В представлении ученого это? тонкие материи, невидимые невооруженным глазом, которым свойственно испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство. Любое живое существо, включая человека, - это совокупность «чувствующих атомов».
|< Пред. 58 59 60 61 62 След. >|