Память лета (короткие рассказы)   ::   Екимов Борис

Страница: 9 из 24

Вечером молоко снова возвращается на волю, "на колесо", а может, на погребицу. Рано утром снимают каймак - толстые, сверху затвердевшие пенки. Если каймаки готовят к продаже, то их сворачивают блином, а если для себя, то в миску ли, в черепушку.

- Сбираешь каймаки, - вспоминала Прасковья Ивановна, - и не удержишься. Под исподом у каймака коричневая томленая густь. Не могу стерпеть. Ложкой ее, ложкой и в рот. Такая сладкая... Пока снимаю каймаки, наемся и завтракать уже не хочу. Тетка меня корит: "Нахваталась... Утка"... Я ей в ответ: "А ты меня не заставляй каймаки сымать. Они сами в рот лезут".

Такая вот память.

Позднее, когда стало меньше коров и русские печи ушли, молоко для каймаков томили прямо на базу. Ладили глинобитную или из дикого камня надворную печурку, на нее - калмыцкий казан с круглым дном. Соберут "утрешник" да "вечерошник", протомят его, а вечером ставят ли, вешают казан где-нибудь на воле до утра.

В молодые годы, озоруя по ночам, ходили мы "каймаки сымать", обижая хозяев. Каймачные казаны висели обычно под застрехами сараев, под навесом у летних кухонь. На дальних хуторах, откуда к базарам долгий путь, из каймаков сбивали каймачное масло, чуть с кислиной, в прожилках коричневых пенок. Пахучее, вкусное. Теперь его давно нет. И не будет.

Сами же каймаки пока, слава богу, остались. Пусть не такие, как в прежние времена. Ведь нет теперь ни русских печей, ни горшков-жаровок, ни каймачных казанов, а значит, нет и по-настоящему топленого молока. Но каймаки все же остались.

|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]