Письма по кругу (Художественная публицистика) :: Гессе Герман
Страница:
34 из 642
Скоротечный культ Гессе возник на волне демократического протеста против разрушения личности в буржуазном обществе. В его книгах молодые люди на Западе находили то, что терзало их самих, - отрицание технократического прогресса, тоску по "подлинной, индивидуальной, интенсивной, нерегламентированной и немеханизированной жизни". Однако их болезненное пристрастие к "кризисным" книгам Гессе было все же бегством из современной действительности в экзотику незнакомой культуры ("Сиддхартха"), в "психоделическое" состояние обостренной восприимчивости, вызванное наркотическими "коктейлями" ("Степной волк"), наконец, в зашифрованный внутренний мир ("Паломничество в страну Востока"). За внешними броскими атрибутами противодействия и бунта они не замечали внутреннего гуманистического ядра.
Подобные гримасы восприятия, граничащего с идолопоклонством, имеют мало общего с серьезным освоением классического наследия. Культ Гессе и заботливое культивирование его творчества - не одно и то же. Мы сторонники продуктивного отношения к его наследию, сторонники использования гуманистических импульсов в строительстве культуры нового общества. Гессе близок и понятен нам тем, что мужественно и стойко вел сражение за душу человека, которой угрожали официальная идеология, государственный аппарат, церковь, "массовая культура". Он дорог нам тем, что заставлял людей думать, тревожил их совесть, учил, говоря словами А. С. Пушкина, "мыслить и страдать", укреплял нравственный потенциал личности.
|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|