Страница:
3 из 4
Они говорят, прежде чем спрашивать, годна ли наука, они говорят: поверь науке, изучай ее; точно также как религиозные миссионеры. Изучи, работай над ней, посвяти ей годиков 10, пусть у тебя волоса за ней повылезут, тогда не усумнишься. И правда, не усумнишься, потому что жалко тебе будет потраченных на нее трудов и годов.
Он уж не может со мной согласиться. Ему надо отречься от 10 лет трудов. Избави его Бог.
Но главное то, что этот пием -- не возражения, а устранения спора, недавно выдуман во всех науках и очень ловок. Главный интерес состоит именно в ее философском значении, т. е., мне хочется знать, какие истины доказывает история, что же выходит из того, что были Пуническия и такия то войны, и такие то законы. Мне хочется знать, что же выходит из того, -- что нерв возвратно действует, и сахар вырабатывается в печени, и теория уголовного права такая и такая то.
Я спрашиваю: что же, совершенствуется или нет человечество, бессмертна ли Душа, справедлива ли смертная казнь и. т. п. Мне говорят: vous etes hors la question, cela n'est pas du domaine de la science (вы выходите за пределы вопроса, это не принадлежит к области науки). Точно как на публичном заседании общества, на к[отор]ом разговаривают о том, когда дать обед, и неосторожный член неловко спрашивает о том, что сделало общество. "Вы вне вопроса, вы вне науки".
Прежде каждая наука не отстраняла от себя философских вопросов, связанных с нею; теперь История прямо говорит, что вопросы о назначении человечества, о законах его развития--вне науки.
|< Пред. 1 2 3 4 След. >|