Страница:
32 из 85
"Человечество, - говорит он, - ведь это огромная электрическая батарея из множества элементов; изолированный же элемент - тотчас теряет свою силу".
Но эти добрые советы умных людей едва ли услышат глухие. И если услышат - какая польза от этого? Чем отзовётся безнадёжно больной на радостный зов жизни? Только стоном.
Наиболее ярким примером разрушения личности стоит предо мною драма русской интеллигенции. Андреевич-Соловьёв назвал эту драму романом, в котором Россия - "Святая Ефросинья", как именовал её Глеб Успенский, возлюбленная, а интеллигент - влюблённый.
Мне хочется посильно очертить содержание той главы романа, вернее, акта драмы, которая столь торопливо дописывается в наши дни нервно дрожащею рукою разочарованного влюблённого.
Чтобы понять психику героя, сначала необходимо определить его социальное положение.
Известно, что интеллигент-разночинец несколько недоношен историей; он родился ранее, чем в нём явилась нужда, и быстро разросся до размеров больших, чем требовалось правительству и капиталу, - ни первое, ни последний не могли поглотить всё свободное количество интеллектуальных сил. Правительство, напуганное дворянскими революциями дома и народными бурями за рубежом, не только не выражало желания взять интеллигента на службу и временно увеличить его умом и работой свои силы, - оно, как известно, встретило новорожденного со страхом и немедля приступило к борьбе с ним по способу Ирода.
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|