Страница:
288 из 302
Княгиня заметила это и стала бросаться от одного к другому с криками: «Как вам не стыдно! Что вы здесь смотрите?! Уходите отсюда!»
Лакей обратился к публике с просьбой снять шапки, но натолпу ничего не действовало. Лишь постепенно, после прибытия полицейских, все стали расходиться. Кто-то из очевидцев взрыва уходя пнул ногой студенистый комок, лежащий на брусчатке, и процедил: «Надо же… оказывается, у него и мозги были»…
Так газеты описывали события 4 февраля 1905 года. В этот день Боевая Организация партии эсеров привела в исполнение приговор, вынесенный партией дяде императора Николая II, Великому князю Сергею. Человека, метнувшего в карету взрывное устройство, звали Иван Каляев.
Почему молодежь берется за тротиловую шашку и револьвер? Близкий приятель Каляева Борис Савинков вспоминал:
Я не знаю, почему я оказался в терроре… но я знаю, почему оказались другие.
Генрих убежден, что так нужно. У Федора убили жену. Эрна говорит, что ей стыдно жить. А Ваня Каляев…
Накануне я назначил ему свидание в скверном трактире. Он пришел в высоких сапогах и поддевке. У него теперь борода и волосы подстрижены в скобку.
Он говорит:
— Послушай, ты думал когда-нибудь о Христе?
— О ком?
— Я знаешь, первый раз как Бога увидел? Был я в Сибири, в ссылке. Пошел раз на охоту. Небо низкое, серое. Река тоже серая, а берегов не видать, будто их нет. Кругом болото, березки гнилые, мох. Брожу, уток стреляю. А как вечер упал, стало темно, решил к берегу добираться. Шагнул, чувствую — ноги вязнут. Я было на кочку хотел — нет, тону в болотной жиже. Знаешь, медленно так тону, на вершок в минуту. Дождь пошел.
|< Пред. 286 287 288 289 290 След. >|