Россия молодая. Книга вторая :: Герман Юрий
Страница:
5 из 755
На вышку, шагая через три ступени, поднялся Егорша, посмотрел в трубу, выругался:
— Когда вас, чертей пегих, выучишь окуляр протирать?
Сам протер полою мундира стекло и опять посмотрел; увидел, что лодья сидит низко — значит, сильно нагружена; что постройки она нездешней, — так на Беломорье суда не ладят; что груз лежит и на палубе и что люди на судне одеты не по-рыбацки, больно кургузые на них одежки…
Перекрестившись, чтобы отогнать дурь из глаз, Егорша дал трубу капралу — начальнику над шанцами. Капрал глядел очень долго и подтвердил опасения Егора:
— Не наша лодья!
— Я и то смотрю — не наша.
— Да и не свейская! Что ж, свейский воинский человек пойдет нас одной лодьей воевать?
— Одной не пойдет! Да народишко-то вроде не наш. Имать их надо, ничего не поделаешь! Давай стрели из пищали, там разберемся, чьи они…
Капрал затрубил в рог, таможенные солдаты, выученные Афанасием Петровичем все делать споро, потащили караульный карбас с мелководья на глубину. Наверх взбежал рослый таможенник с пищалью, упер ее в бок, открыл рот, чтобы не оглушило, и пальнул. Пищаль ударила словно пушка, стрелявший самодовольно сказал:
— Ну, бьет! Ажно вышка закачалась…
Егорша ответил строго:
— Закачалась! Пороху поменьше надобно сыпать, сколь об том говорено.
На сигнальный выстрел из своих землянок и караулки побежали по местам драгуны. Таможенники, высоко держа мушкеты, чтобы не замочить порох, садились в караульный баркас — догонять воровскую лодью. Но догнать не удалось. Лодья в устье не пошла, а воспользовавшись ветром, умело изменила курс и поплыла вдоль Зимнего берега к Мудьюгу.
— Ловко ворочаются! — сказал капрал. — Добрые, видать, мореходы.
— Лодья не наша, а ходят по-нашему, — ответил тот таможенник, что стрелял из пищали.
|< Пред. 3 4 5 6 7 След. >|