Россия молодая. Книга 1   ::   Герман Юрий Павлович

Страница: 338 из 822

Ветерок едва колебал огоньки свечей, с близкого берега доносились голоса ночных стражей:

– Поглядывай!

– Слушай!

И сильный низкий бас конного пристава:

– Святой Николай-чудотворец, моли бога о нас! Похаживай, хожалые!

Сильвестр Петрович подсел к Апраксину, спросил шепотом:

– Чего стряслось, Федор Матвеевич?

– Все то же... На иноземцев челобитная. Серебро льют не серебряное...

Виниус дочитал. Петр молча стал набивать трубку. Виниус покашлял. Царь сказал угрюмо:

– Одного виноватого схватишь, другие – неповинные – испугаются, убегут за море. А мне мастера вот как нужны, искусники, корабельщики, лекари, рудознатцы. Сколь вам долблю в головы ваши медные: на Руси иноземцев издавна не терпят, не верят им нисколько, мы с тем обычаем, богу помолясь, накрепко покончим. Шишами называют, ярыгами заморскими, а то еще фря, али фрыга. Что за слова-то? Кто выдумывает? Для чего непотребство чинится?

Иевлев поднялся с места, подошел к царю. Петр Алексеевич взглянул на него коротко и, словно бы угадав несогласие со своими мыслями, продолжал говорить еще круче, злее:

– Нынче то и слышу, что жалобы. Не могут-де своими кораблями к нам хаживать, утеснения терпят великие. Шхипер достославный, давешний добрый советчик, не раз дружелюбство свое показавший, господин Уркварт, со слезами клялся, до того дошло, что некий свитский облаял его поносным скаредным словом шпион, что означает пенюар. И всяко ему грозился – сему негоцианту и мореплавателю, дабы оный Уркварт к нам более не хаживал. Я ему, стыдясь сей беседы, допроса не стал чинить – кто сей свитский, но вам говорю: еще услышу, не помилую. Слово мое крепко!

– Еще читать? – спросил Виниус.

– Об чем?

– Разные, государь, до тебя нужды...

– Погоди...

|< Пред. 336 337 338 339 340 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]