Страница:
9 из 149
Но "неосталинскому национализму" совершенно чужды гуманистические черты, присущие "неославянофильству" - своего рода "национализму с человеческим лицом". Как националистическая идеология, оно может опираться на весьма широкую социальную опору - как на полуинтеллигенцию города и деревни, так и на более широкие массы. Поскольку понятия "нация" и "традиция" очень сильно связаны с языком, лучшие выразители этой идеологии - многие писатели, наиболее характерная фигура среди них, пожалуй, А. Солженицын.
Следующая - "социально-этическая идеология", по традиции ее еще можно назвать "народнической". Эта идеология пытается сформулировать идеи социальной справедливости, основываясь не на экономическом детерминизме, а на неких нравственных постулатах[4]. С "неославянофильством" ее связывает общая идея русского мессианизма: вера в особую роль России и в то, что Россия дала или даст миру совершенные и уникальные формы человеческого общежития. Эта идеология тоже традиционна для России, она может привлечь значительные слои разочаровавшейся в марксизме, но популистски настроенной интеллигенции, а так же отвечает, по-видимому, некоторым глубоким народным чувствам. Весьма характерными для ее правого крыла были взгляды И. Огурцова, но для левого характерна, во всяком случае сейчас, чисто этическая позиция.
Идея гуманизма, осознание ценности человеческой личности связывают левое крыло этой идеологии с "либерально-демократической идеологией".
|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|