Шекспировские чтения, 1977 :: Шекспир Уильям
Страница:
398 из 509
"Макиавеллисты", "недовольные" становятся злодеями под влиянием всевозможных губительных обстоятельств: нужда, жажда власти, наслаждения, оскорбленное самолюбие толкают к преступлению Боссолу, Кардинала, Фердинандо ("Герцогиня Мальфи"), Фламинео, Франческо Медичи, Монтичелло ("Белый дьявол"). Таким образом, в трагедиях Вебстера внутренний мир изображается в единстве с общественным бытием.
Пьесы Вебстера вобрали в себя основные элементы ренессансной эстетики и явились как бы последними вспышками реализма Возрождения в елизаветинском театре. Последними потому, что в них обозначились черты кризиса ренессансной идеологии и эстетики и проявились новые художественные тенденции, в частности барочные.
Исходя из наблюдений жизни, Вебстер порой тяготеет к символическим обобщениям. Убийства, отравления, сумасшествия, сверхчеловеческие страдания уже не кажутся крайностью. Если Шекспир считал героев с необузданными страстями, жестоких и порочных отклонением от нормы, то вебстеровский сплав добра и зла, высоких порывов и низменных страстей в человеке часто представляется естественным выражением его сущности. Кровавые преступления, ужасы страданий героев призваны внушить зрителю мысль о трагической обреченности человека, о призрачности земного бытия.
А радость жизни - что это такое?
Лишь краткий роздых средь тяжелых мук,
Приготовленье к вечному покою
Концу страданий наших на земле,
(IV, 3)
восклицает Антонио. Ему вторит Боссола:
Жизнь одним глупцам мила,
Что в ней видим, кроме зла?
Грех - зачатье, плач - рожденье.
Смерти страх, надежд крушенье.
. . . . . . . . . . . . . . .
Скоро новый день придет,
Но тебе он смерть несет.
|< Пред. 396 397 398 399 400 След. >|