Собрание сочинений в трех томах (Сказки, Том 2)   ::   Бажов Павел

Страница: 350 из 422

Отражались иногда и разногласия производственного порядка, хотя бы в обидных кличках: жженопятики (фабричные), кроты и пескомои (горнорабочие и старатели), лесовики (углежоги) и "несчастный подряд" (возчики).

По вере все числились православными. В основном большинстве выполняли житейские обряды "венчались", "крестили ребят", "отпевали умерших", держали иконы, но большого усердия к церковным делам не проявляли. Для мужчин считалось достаточным сходить в церковь на пасхе или на рождестве да в свои именины. Излишне усердствующих презрительно звали боголизами (все божьи следочки оближет!) и боголазами (забота есть- на бога лезть). Говели чаще старухи, реже старики, а из молодых лишь те, кто собирался жениться или выходить замуж. (Чтоб заминки не вышло от попов! По полному, значит, закону, как полагается.)

Мне как-то приходилось читать, - кажется, у К.Д.Носилова, - что руссификаторы севера считали подобное "обрядоверие" особенностью "обращенных" коми. Один такой фанатик руссификации жаловался:

- Не разберешься, верят они или не верят. Икон не прячут, священников принимают, сами иногда в церковь ходят, обряды крещения, венчанья, погребенья выполняют без напоминания, но все это при полном религиозном равнодушии. Так, для порядка.

Цитата дана произвольно, как уложилась в памяти, да и мнение не представляет такой ценности, чтобы приводить его со всей точностью, но оно все же запомнилось. Читая это место, невольно подумал: "Точь-в-точь как в наших заводах". Может быть, это запомнилось как обратный пример, подтверждавший уже сложившуюся мысль.

|< Пред. 348 349 350 351 352 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]