Совесть против насилия (Кастеллио против Кальвина) :: Цвейг Стефан
Страница:
24 из 249
Самые важные моменты незаметно ускользают от их внимания, и действительно, решающие минуты почти никогда не находят должного отражения в их хрониках. Так и в протоколе Женевского совета от 5 сентября 1536 года, в котором отмечено предложение Фареля постоянно использовать Кальвина в качестве "lecteur de la Sainte Escripture" 1, нисколько не чувствуется необходимости назвать имя того человека, который принес Женеве неизмеримую славу. Писец совета лишь сухо констатирует факт: Фарель предложил, чтобы "iste Gallus", "этот француз", продолжал свою деятельность проповедника. Это все. Зачем стараться разбирать имя по буквам и вносить в документы? Кажется, ни к чему не обязывающее решение - предоставить небольшое содержание этому нищему иностранному проповеднику. Ведь магистрат города Женевы пока еще считает, что он всего лишь взял на службу мелкого чиновника, который впредь будет так же скромно и послушно исполнять свои обязанности, как какой-нибудь вновь принятый школьный учитель, хранитель казны или палач.
1 "толкователя Священного писания" (фр.).
Правда, простодушные советники - это не ученые, в часы досуга они не читают богословских книг, и, конечно, ни один из них даже не перелистал раньше "Institutio religionis Christianae" Кальвина. Иначе они, без сомнения, пришли бы в ужас, настолько там четко и повелительно говорилось о том, на какую полноту власти для проповедника в общине претендует "iste Gallus". "Необходимо ясно охарактеризовать власть, которой должны быть облечены проповедники церкви.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|