Совесть против насилия (Кастеллио против Кальвина) :: Цвейг Стефан
Страница:
42 из 249
Но Кальвин сновабеспощадно отнимает у человека эту провозглашенную Лютером "свободу христианина", как и любой другой вид духовной свободы; лично ему слово божье совершенно ясно, следовательно, он по-диктаторски требует покончить со всяким другим толкованием и превратным пониманием божественного учения; чтобы не дрогнула церковь, слово Библии должно "оставаться" непоколебимым, как каменные опоры храма. Отныне оно должно действовать и изменяться не как logos spermatikos 1, как вечно творящая и преобразующая себя истина, а как раз и навсегда запечатленная в толковании Кальвина.
Этим требованием Кальвина вместо папской ортодоксальности de facto 2 вводится новая, протестантская, и эту новую форму догматической диктатуры по праву назвали библиократией. Ибо одна-единственная книга является сейчас в Женеве господином и судьей, богом и законодателем, а ее проповедник единственным авторитетным толкователем этого закона. Он - "судья" в духе Моисеевой Библии, и его власть над правителями и народом неоспорима. Теперь не магистрат и гражданское право, а только истолкованная консисторией Библия определяет, что позволено и что запрещено, и горе тому, кто осмелится хотя бы в мелочи не повиноваться этому принуждению! Ибо всякого, кто воспротивится диктатуре проповедников, будут судить как бунтовщика против бога, а комментарий к Священному писанию вскоре будут писать кровью.
1 животворное слово (древнегреч.).
2 фактически (лат.).
Все диктатуры начинаются с идеи.
|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|