Совесть против насилия (Кастеллио против Кальвина) :: Цвейг Стефан
Страница:
6 из 249
Богословская форма всего лишь случайная маска времени, а Кастеллио и Кальвин - только наиболее ощутимое проявление этого скрытого, не непреодолимого противоречия. Неважно, как назвать полюса этого постоянного напряжения: терпимость против нетерпимости, свобода против надзора, гуманизм против фанатизма, индивидуальность против унификации, совесть против насилия - все эти выражения означают по сути своей самое сокровенное и личное наше решение: что считать для себя более важным - человечность или политику, Ethos или Logos, индивидуальное или общее?
1 здесь: суть дела (лат.).
От подобной необходимости постоянно разграничивать свободу и авторитет не избавлен ни один народ, ни одна эпоха, ни один мыслящий человек, ибо свобода невозможна без авторитета (иначе она превратится в хаос), а авторитет без свободы (иначе он превратится в тиранию). Несомненно, в основе человеческой природы лежит таинственное стремление раствориться в общности, и неистребимым остается извечное наше заблуждение, будто возможно отыскать некую религиозную, национальную или социальную систему, которая, наконец, справедливости ради дарует всему человечеству мир и порядок.
|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|