Совесть против насилия (Кастеллио против Кальвина) :: Цвейг Стефан
Страница:
89 из 249
Но даже из его одностороннего изложения можно сделать вывод, что в это признание всеобщей греховности Кастеллио включал и самого себя, потому что он говорил: "Павел был слугой бога, а мы служим самим себе, он был терпимым, мы - весьма нетерпимы. Он терпел несправедливость от других, а мы преследуем невиновных".
Кальвин, присутствуя на этом собрании, кажется, совершенно неожиданно был поражен выпадом Кастеллио. Такой страстный, живой участник дискуссий, как Лютер, тотчас же вскочил бы и ответил пламенной речью, гуманист Эразм, вероятно, стал бы поучать и спокойно вести ученый спор; но Кальвин - в первую очередь реалист, тактик и практик, который умеет держать свой темперамент в узде. Он чувствует, как сильно подействовали слова Кастеллио на присутствующих и что было бы нецелесообразным выступать против него сейчас. Поэтому он остается безмолвным и сжимает узкие губы еще плотнее. "Я молчат в тот момент, - оправдывал он позднее эту намеренную сдержанность,но только, чтобы не разжигатъ яростную дискуссию перед лицом многих врагов".
Он будет вести ее позднее, в узком кругу? Будет спорить с Кастеллио с глазу на глаз, точка зрения против точки зрения? Вызовет его в консисторию, потребует подтвердить общее обвинение именами и фактами? Ни в коем случае. Кальвину всегда была чужда всякая лояльность в политике.
|< Пред. 87 88 89 90 91 След. >|