Статьи Эссе   ::   Цвейг Стефан

Страница: 63 из 221

Данте, фанатик вины и искупления, - это готически застывшая фигура, суровый человек ducento 1, полный микеланджеловским "sacra ira" 2, горящий ненавистью; это крестоносец, который скорее огнем и мечом разорит свою страну, чем допустит, чтобы она вышла из священного повиновения церкви. Один государь в земном царстве, одна церковь - в духовном, и непременно единство во вселенной, упорядоченность в мире - такова его политическая, его метафизическая идея. И, не сумев преодолеть сопротивление материала на земле, в "vita activa" 3, он придал этому материалу упорядоченность в "vita contemplativa" 4, в образах своей космической поэмы. В высочайшем единстве своей "Божественной комедии" Данте один смог воплотить великую мечту средневековья о неземной теократии на земле, о государстве, которого не смогли создать ни для себя, ни для мира ни Гогенштауфены *, ни папы.

1 Тринадцатого века (итал.).

2 Священным гневом (лат.).

3 Действительной жизни (лат.).

4 Созерцательной жизни (лат.).

Он - вечный противник анархии: анархии духа, который не хочет подчиняться догме, анархии государства, которое в себялюбивом неповиновении противится миропомазанному властелину мира, анархии чувств, которые бунтуют в жажде наслаждений, анархии формы, которая в поэтическом произведении не завершена, не подчинена всякого рода правилам - вплоть до правил числовой игры. Догматик духа неизбежно является и поборником упорядоченности в поэзии. Но - неповторимое и невероятное свойство мужественного гения Данте - у него, единственного, грезы не костенеют, сжатые схемой, слово не становится бездушным под бременем понятия, ученый не парализует поэта, а окрыляет его для полета ввысь.

|< Пред. 61 62 63 64 65 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]