Страница:
64 из 69
Верховенский и Карлос до сих пор не пойманы и бродят в нашем маленьком мире на свободе. Поэтому будем внимательно читать Достоевского.
1980
ТРИЗНА ЧЕРЕЗ ШЕСТЬ ВЕКОВ
Что же скрыто в глубинах народной памяти, что сохранилось, пережглось, превратилось в уголь, в руду, в нефть? История живет в книгах, а историческая память - в языке и в том, что принято называть душою народа. Никто кроме структуралистов не может в точности объяснить, что есть душа, но необъяснимое существует, и в этом необъяснимом существует другое необъяснимое - память, - и тут мы находим донесшиеся из 600-летней дали слова: "Мамаево побоище". От многовекового употребления словосочетание это стерлось, потускнело, оплыло, как древний пятак, из него вытекла кровь и отлетел ужас. "Ребята! - говорят родители детям. - Что вы здесь Мамаево побоище устроили? А ну прекратите сейчас же!" Но сохранились другие слова: ярлык, ясак, аркан. И в них - железный стук, рок, нет спасенья.
"Бог бо казнит рабы свои, - говорит летописец, - напастьми различными, и водою, и ратью, и иными различными казньми; хрестьянину бо многими напастьми внити в царство небесное".
Спустя столетия все видно просторнее. Да что же было? В Италии только что ушли из жизни Боккаччо и Петрарка.
|< Пред. 62 63 64 65 66 След. >|