Сумма одиночества :: Буйда Юрий
Страница:
57 из 60
Думаю, он не мог не знать о гностической секте каинитов, которые толковали предательство Иуды как выполнение задачи высшего служения, необходимого для искупления мира и предписанного самим Христом. Вторая версия Рунеберга - Борхеса скорее всего восходит к ереси гностика Карпократа (мельком упомянутого в новелле).
Карпократ полагал, что душа Иисуса освободилась от рабства материи, указав путь к свободе для всех - отрешение от мира, презрение к создавшим мир начальным, низшим духам. Вот что пишет об этом Владимир Соловьев: "По их учению, лучший способ презирать материальный мир - это совершать все возможные плотские грехи, сохраняя свободу духа или бесстрастие, не привязываясь ни к какому отдельному бытию или вещам и внешнюю законность заменяя внутреннею силою веры и любви... необходимо изведать на собственном опыте все возможности греха, чтобы отделаться ото всех и получить свободу". Странным образом эта мысль созвучна парадоксальному утверждению Лоренцо Валлы: "Разврат и публичные дома много более заслуживают перед родом человеческим, чем набожное целомудрие и воздержанность". Понятно, что гуманист Ренессанса ведет речь лишь об одном - "плотском" - из путей, на которых человек обретал свободу.
Иисус Христос "вывел дух из рабства на свободу" ("Рай", песнь XXXI). Иуда Искариот сделал свободный выбор, обернувшийся ужасающим крушением личности:
рождение свободы ознаменовано грозным указанием на ее пределы. Взирая на Крест, мы не вправе забывать об осине.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|