Страница:
4 из 5
И только в самое последнее время стали некоторые из них понимать, что труд не должен быть пугалом для одних и принудительной каторгой для других, а должен быть общим радостным делом, соединяющим всех людей; стали понимать, что в виду ежечасно угрожающей каждому смерти единственно разумное дело всякого человека в том, чтобы в согласии и любви радостно провести предназначенные каждомугода, месяцы, часы или минуты; стали понимать, что болезни не только не должны быть причиной разделения, а, напротив, должны быть причиной любовного общения между собой.
1903
Примечания
Сказки, или точнее притчи "Ассирийский царь Ассархадон", "Три вопроса" и легенда "Труд, смерть и болезнь" писались в июле и в августе 1903 года. 21 июля в дневнике читаем: "Пытался написать сказку, но не пошло"; а в следующие дни работа уже шла особенно напряженно: 23-им июля датирована первая рукопись легенды "Труд, смерть и болезнь", 24-ым июля одна из рукописей "Ассархадона", и не первая, а 25-го числа, после пропуска в дневнике в три дня, читаем: "Написал три сказки еще плохо, но может быть порядочно". После этого, 9 августа, Толстой пишет в дневнике: "Сказки кончил" и 20-го августа опять, что "только нынче кончил сказки, и не три, а две"; после этого отметка: "Недоволен". Затем 27-го августа Толстой отметил, что "прибавил 3-ю выпущенную сказку". Две сказки "Ассирийский царь Ассархадон" и "Три вопроса" и легенда "Труд, смерть и болезнь" были отданы Толстым в сборник "Гилф" (т. е. "Помошь") в пользу евреев, пострадавших от погрома в Кишиневе 1903 г. и напечатаны в нем (Варшава, 1903) в переводе на еврейский язык Шолом Алейхема (С. Н. Рабиновича). По-русски сказки были выпущены в следующем году "Посредником" и напечатаны в серии "Для интеллигентных читателей" (цензурное разрешение 10 ноября 1903 г.). Легенда "Труд, смерть и болезнь" была запрещена цензурою к печатанию по-русски, и в 1904 г.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|