Воля и власть   ::   Балашов Дмитрий Михайлович

Страница: 636 из 690



Вечером сидели за тихим ужином после торжественной многолюдной встречи, после грома колоколов, после двойной, католической и православной службы, после поднятых чаш и бесконечных словословий на польском, литовском, латинском и русском языках.

Отец выглядел непривычно усталым. Он сбросил свою роскошную мантию, сидел в красном зипуне и русском опашне с откинутым на спину соболиным воротом, рассеянно держа на коленях внучонка. Сказал вдруг без связи с предыдущим: «Один он у тебя, береги!»

Софья решилась-таки, набравшись мужества, заговорила об унии с Польшей, о возможных последствиях, и, с потемневшим взором, призналась отцу, что начинает понимать православных и теперь уже не думает, как когда-то, что их можно повелением свыше перегнать в униатство.

Витовт поглядел внимательно, раздувая ноздри.

— Все встанут и будут драться! — отмолвила Софья. — А святые ихние по лесам сидят, в пещерах, в дуплах, к иному и не добраться никак! А боле того

— мужиков не убедить! Они и думать не станут, пресуществление там, преображение, непорочное зачатие Богородицы, облатки, чаше не чаша, как в Чехии, а скажут:

— Поганые латины явились, нехристи! Рогатины возьмут в руки, топоры пересадят на долгие рукояти и пойдут умирать. Поверь, отец, так и будет! И Цамвлак тебе верно сказал: началовать Русью заможет токмо православный государь! Мне изографы ихние, иконописцы, целую проповедь прочитали, что есть русская икона, и что — римского письма!

— И ты стерпела? — наливаясь гневом, вопросил Витовт.

— И ты бы стерпел! — возразила Софья. — Не могу же я, живучи на Руси, всех подряд убивать, кто не католической веры!

Витовт смолчал.

|< Пред. 634 635 636 637 638 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]