Хмельницкий. Книга вторая   ::   Ле Иван

Страница: 464 из 555

Стороной обходили хутора, посылая туда одного, чтобы расспросить о дороге да выпросить еды, или хоть на порох выменять теплую одежонку.

— Что же тут творится, на нашей родной земле, люди добрые? Думали, что домой вернулись, а нас здесь саблями, как турецких захватчиков, встретили! — жаловались они хуторянам.

— Пацификуют, взбесились бы они, проклятые! И придумали же такое словечко для нашего украинского брата, точно мы кроты или крысы. Обезоруживают казаков и заставляют пахать для шляхтичей захваченную у нас землю… — оглядываясь, жаловались хуторяне и лисовчики.

— По-моему, дядько Иван, — обратился Юрко Вовгур к Гандже, — осесть нам тут негде. Хотя и далеко до Чигирина, а придется добираться туда, не глядя на зиму.

— Чигирин, добре, добре… Богдан-ака! — чуть слышно произнес обессиленный Назрулла. Во время стычки у Каменца он тоже был ранен саблей в руку.

И они пошли дальше, походя подкрепляясь случайно раздобытой едой, убогим подаянием хуторян. Снежные бури, рождественские и крещенские морозы пересиживали возле костров в лесах, подальше от селения.

Каменецкие гусары и жолнеры не преследовали их. Но во все староства были разосланы гонцы с извещением войск о продвижении казаков. Под Белой Церковью казаков поджидали немецкие рейтары польного гетмана, поставленные в двух местах предполагаемой переправы их через реку Рось.

— И впрямь явились словно к мачехе… — горевал Ганджа. — Хотя бы одного, пусть и реестрового, казака встретить!

— Жди, реестровые казаки помогут, держи карман шире.

|< Пред. 462 463 464 465 466 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]