Страница:
971 из 1026
Они настаивали, чтобы горнозаводских крестьян освободили без земли или по крайней мере отвели каждому такой надел, чтобы и привязать его к месту и заставить идти на заводскую работу. Обойдя землей работных, владельцы тем самым создавали резервную трудовую армию…
Меж тем священник воспользовался случаем, и пока Аврора Карловна объясняла ему замыслы заводчиков, допил наливку. Сокрушенно оглядев пустой графин, он поднялся.
— Да будет благословен дом сей! — провозгласил он и вдруг пьяненько захихикал: — Это весьма разумно — дать холопу такую волю, чтобы она в неволю обратилась!
Загребая большими яловичными сапогами, голенастый иерей прошел через обширный зал.
— Ох, лепость какая; боже праведный, как живут люди! — вздыхал он.
Его глаза обежали по богатому убранству хором: по мраморным богиням, по бронзе и шелковым драпировкам. В своей изношенной, много раз латанной рясе поп показался заводчице жалким и убогим…
На исходе зимы в Тагил прискакал нарочный, который привез важную бумагу. Исправник в присутствии священника вскрыл пакет, и в нем оказался манифест, подписанный царем еще 19 февраля 1861 года.
Иерей несколько раз вслух перечитал его от первой до последней строки.
— Лучшего и не придумаешь! — удовлетворенно покрутил он тощей длинной шеей.
— Царское слово — умное слово! — внушительным басом сказал исправник. — Тебе, отец, завтра в церкви придется сию грамоту огласить. Такое дело без молебна не обойдется.
Поп прослезился.
— Господи боже мой, дожил-таки аз, грешный раб твой, до такой минуты.
|< Пред. 969 970 971 972 973 След. >|