Запись Беседы С Я Маршака с Ст Рассадиным   ::   Маршак Самуил

Страница: 8 из 15



- Значит, в белых стихах рифма, исчезая, передает свои функции? Ведь если она становится ненужной, значит, что-то ее заменяет?

- Прежде всего, белые стихи, очевидно, писать гораздо труднее, чем рифмованные. Недаром замечательных стихотворений, написанных белым стихом, можно насчитать гораздо меньше, чем рифмованных.

Давайте вспоминать...

У Пушкина это, конечно, "Вновь я посетил..." Еще начало "Сказки о медведихе":

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего,

Выходила медведиха...

Далее: монологи и диалоги из "Бориса Годунова"; несколько стихотворений, написанных гекзаметром; "Песни Западных славян".

У Лермонтова - "Песня про купца Калашникова".

У Некрасова - большая часть "Кому на Руси жить хорошо".

У Блока - "Ночная фиалка". И стихи из "Вольных мыслей". Помните:

Ландо подъехало. К его подушкам

Так бережно и нежно приложили

Цыплячью желтизну жокея..."

У Твардовского - стихи о матери ("И первый шум листвы, еще неполной, и след зеленый по росе зернистой...").

Видите, как нелегко все это приходит на память. И это не случайно. Сколько бы мы с вами вспомнили шедевров, если бы начали вспоминать рифмованные стихи...

- Но это, вероятно, объясняется еще и особенностями именно русской поэзии - для нее белый стих не был так характерен, как рифмованный...

- Да, но дело и в другом - в том, что белый стих требует гораздо более тонкой и трудной инструментовки. В нем необходимо найти достойную замену рифме, которая очень разработана в русской поэзии. А это нелегко.

|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]