Золотой Теленок (полная версия) :: Ильф Илья
Страница:
60 из 131
Но Олеше спорить нужды не было: он ведь «правильно отметил», он ведь хотел, чтоб книгу оценили по достоинству, – и пожалуйста. Получалось, что и Мандельштам, говоривший о «незамечании», тоже прав был, ему тоже спорить незачем. Кроме того, начало первой фразы – слова «коллективный роман» – напоминали заинтересованному читателю о первом журнальном отклике, где рецензент несколько неуклюже назвал «Двенадцать стульев» «коллективным произведением двух авторов».
«Литературная газета» вводила новые правила игры, и теперь Тарасенков лихо опровергал прежних рецензентов, не называя их имен: кому нужно, тот сам догадается.
Современникам, особенно заинтересованным, догадаться было несложно. К примеру, снисходительный рецензент в «вечорке» писал, что Ильф и Петров «прошли мимо действительной жизни, она в их наблюдениях не отобразилась» , роман «не восходит на высоту сатиры» , обозреватель в «Книге и революции» называл роман «холостым выстрелом» , а у Тарасенкова – строго наоборот: для романа характерно «насыщенное острое сатирическое содержание» , это «четкая, больно бьющая сатира на отрицательные стороны нашей действительности» . Автор рецензии в журнале «Книга и профсоюзы», ставя в вину Ильфу и Петрову увлечение «юмористикой бульварного толка и литературщиной» , давал «коллективному произведению» чрезвычайно низкую оценку и в социальном аспекте, и в аспекте художественности, Тарасенков же настаивал: Ильф и Петров «преодолевают штамп жанра» , более того, «Двенадцать стульев» – одна из немногих безусловных удач советской литературы в области сатиры.
|< Пред. 58 59 60 61 62 След. >|