Страница:
1283 из 1314
Герцен признает, что в своем истолковании Базарова он отходит от тургеневского образа и берет „слабую и нагую верность типа“ и что „Базаров нравственно выше последующих базароидов“ (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1963. Т. 29-1. С. 332).
639
См.: Герцен А. И. Собр. соч. Т. 20 2. С. 789.
640
Там же. Т. 9. С. 343-344; ср. у Достоевского: „Этот Базаров — это какая-то неясная смесь Ноздрева с Байроном“, а также с характеристикой, данной Степаном Трофимовичем современным нигилистам („Бесы“ ч 2, гл. 6, „Петр Степанович в хлопотах“).
641
Герцен А. И. Собр. соч. Т. 9. С. 350.
642
Вопросов чести (франц.). Там же. С. 351.
643
См. также упоминавшуюся выше книгу Н. Ф. Будановой „Достоевский и Тургенев: Творческий диалог“. С. 56-79.
644
Достоевский ошибся: речь идет об июльском номере журнала.
645
См. февральскую запись: „Ш<атов> — Голубов, из дворовых, воспитанник и крестник Княгини, самоучка (гимназия), кряжевая натура (недоучился и выключен из университета). <…>Идеи и учение Голубова во многом“ (XI, 113).
646
Рус. вестн. 1888. № 7. С. 113-114.
647
Там же. С. 114. В черновых записях за 1870 г. Достоевский довольно точно передает смысл учения Голубова. „Идеи Голубова суть смирение и самообладание и что бог и царство небесное внутри нас, в самообладании, и свобода тут же“. И ранее: „Голубов говорит: «Рай в мире, он есть и теперь <…>несчастья — единственно от ненормальности, от несоблюдения закона.
|< Пред. 1281 1282 1283 1284 1285 След. >|