Буддийская практика. Путь к жизни полной смысла   ::   Далай-лама xiv

Страница: 121 из 158

Сейчас я часто размышляю над изречением из «Драгоценной гирлянды» Нагарджуны:

Человек – это ни земля, ни вода,

Ни огонь, ни ветер, ни пространство,

Ни сознание, ни всё это вместе.

Что же помимо этого есть человек?

Сначала Нагарджуна задумывается, не может ли человеческое «я» быть сведено к физическим элементам тела – земле (плотным субстанциям), воде (жидкостям), огню (теплу), ветру (воздуху) и пространству (таким полостям, как, скажем, пищевод). Затем он исследует на этот предмет сознание, после чего задается вопросом, не может ли считаться «я» совокупность всего перечисленного. Наконец он риторически вопрошает, может ли «я» быть чем-то отличным от этого. Ни одним из этих способов отыскать «я» не удается.

Но Нагарджуна не приходит к выводу о нереальности «я» лишь на этом основании. В следующей строфе он утверждает, что «я» не является чем-то несуществующим, но представляет собой обусловленное проявление, возникающее в связи с шестью вышеперечисленными составляющими. Затем, основываясь на факте этой связи, он приходит к выводу, что «я» не является реальным:

Будучи совокупностью[зависящей от] шести составляющих,

Человек не реален.

Это «не реален» здесь означает не просто то, что «я» не может быть найдено среди этих шести компонентов либо вне их. Нагарджуна утверждает, что, хотя ум, осмысливая лишенность собственного существования, видит лишь простое отсутствие, тот же самый ум развивает в себе понимание того, что «я» представляет собой обусловленное проявление.

|< Пред. 119 120 121 122 123 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]