Древние тантрические техники ёги и крийи. Продвинутый курс :: Сарасвати Сатьянанда
Страница:
82 из 740
Разумеется, в своей основе все направления следуют одному и тому же пути, ибо различия – даже те, что кажутся наибольшими – представляют собой просто разные способы выражения и, в конечном счете, переживания одного и того же. Однако применительно к тантре следует быть осторожным в обобщениях, поскольку очень легко, сделав определенное утверждение, обнаружить, что в каком-либо малоизвестном тантрическом тексте ясно написано прямо противоположное. Это и должно быть так, ибо, как мы уже говорили, на протяжении веков тантра включила в свой круг множество систем. Однако, сделав это предупреждение, мы все же можем сказать, что тантру можно подразделить на пять направлений, в соответствии с божеством, которому они поклоняются, и их садханой. Они таковы:
Имейте в виду, что верховному божеству могут поклоняться во многих аспектах. Например, у Шакти сотни разных традиционных аспектов, которые все могут входить в шакта садхану.
Тантрические тексты часто называют агамами и реже – нигамами. Тексты направлений шайва и шакта, как правило, даются в форме диалогов между Шивой (дэвой) и его супругой Шакти (дэви). Тексты, в которых Шакти задает вопросы, а Шива дает ответы, называются агамами. В древнем тексте под названием Агамадвайта Нирнайя говорится:
«Агама называется так потому, что исходит из уст Шамбху (Шивы) и передается Гиридже (его жене Шакти), будучи сперва одобрено Васудевой (Вишну)».
Шива играет роль духовного учителя (гуру), а Шакти играет роль ученика (шишья).
|< Пред. 80 81 82 83 84 След. >|