Страница:
52 из 329
Этого бы не произошло, если бы не было свободного выбора [Св. Фома Аквинский, Questiones disputatae. De malo, q. VI, sed contra.]. Мы в ответе пред Господом за все действия, которые совершаем свободно. Поэтому наши отношения с Богом – сугубо личные. Человек предстоит пред Ликом Божиим и по своей воле решает: жить ему как ближнему Господа, или быть Его врагом. Здесь начинается путь внутренней борьбы, который длится всю нашу жизнь, поскольку в земной жизни всей полноты свободы достичь невозможно. Христианская вера учит нас желать, чтобы не только мы, но и другие дышали воздухом свободы. И прежде всего – исключает любое принуждение в вероисповедании. Если нас принудили обратиться к Христу, мы верим, этого не желая. И тогда действует насилие, не свобода. Нельзя войти в церковь, подойти к алтарю, причаститься против своей воли. Только тот может верить, кто хочет [Блаж. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 26, 2 (PL 35, 1607).]. Совершенно очевидно, что, придя в зрелый возраст, человек должен проявить личную свободу – как для того, чтобы войти в церковь, так и для того, чтобы ответить на постоянные призывы, с которыми обращается к нам Господь.
37
Откроем Евангелие от Луки и найдем притчу о приглашенных на ужин. Узнав, что некоторые из званных под вымышленными предлогами отказались прийти, хозяин дома велит слуге: пойди по дорогам и изгородям и "compelle intrare", убеди придти [Лк 14, 23.].
|< Пред. 50 51 52 53 54 След. >|