Евхаристия   ::   Архимандрит Киприан (Керн)

Страница: 40 из 523

Из этих слов ясно, почему никакой формулы евхаристической молитвы не зафиксировано; молитва была харизматической, она произносилась «пророком» по вдохновениюСвятого Духа, в экстатическом порыве религиозного творчества. Но тем не менее следует заметить, что:

благодарили за то, что Бог всемогущ, т. е. что Он Творец вселенной и Промыслитель;

благодарили за то, что «чрез Отрока Своего Бог дал духовную пищу и питие»;

молились за Церковь.

B этом уже можно найти основные черты анафоры последующего времени, евхаристической молитвы, зафиксированной в определенных формах. Следуя латинскому богослужебному языку, это — зачатки будущих praefatio, anamnesis, intercessio. Молитва читалась перед причащением.

Наконец, еще одно замечание касательно этого краткого, примитивного евхаристического чина. По Евангелию, Христос преподал сначала Хлеб и потом Чашу. Это же подтверждает и апостол Павел (1 Кор. 11:23-25), [ 72 ] с указанием, что он это принял от Господа. «Дидахи» же сначала излагает молитву над чашей, потом над хлебом, что вполне соответствует началу еврейской вечери. [ 73 ]

По сравнению с «Учением 12-ти апостолов», святой мученик Иустин Философ дает нам значительно больше сведений о евхаристических собраниях своего времени; данные эти, однако, тоже достаточно неполны, и по ним приходится о многом догадываться и сопоставлять его свидетельства с другими памятниками, чтобы выяснить интересующие нас детали. О Литургии он говорит главным образом в 65-67-й главах своей I Апологии и в «Разговоре с Трифоном Иудеем» (41 гл.).

|< Пред. 38 39 40 41 42 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]