Гарвардские лекции   ::   Gyatso Tenzin

Страница: 241 из 281

Если у явлений нет самобытия, то они лишены исвоих сущностей. А не имея собственной сущности, ни одно явление не может быть установлено как существующее.



Что на это отвечает Нагарджуна [257] ?

Будь всё это не пустым,

Не было бы ни возникновения, ни распада;

И тогда у вас (поборников самобытия)

Не было бы Четырех Благородных Истин.



Нагарджуна отвечает, что в системе, которая не допускает пустоты вещей от самобытия, невозможно всё. Далее он замечает, что оппонент неверно понимает значение термина «пустота от самобытия». Что под этим подразумевает система, утверждающая пустоту от самобытия? Пустота означает взаимозависимое происхождение. Доказывая, что вещи пусты от самобытия, Нагарджуна приводит довод, что их происхождение взаимозависимо. Он не утверждает, что вещи полностью лишены способности выполнять функции. Вместо этого он выдвигает тезис о взаимозависимости явлений, на основании которого доказывает их пустоту от самобытия.

Так как другие философские системы отрицают пустоту от самобытия, они тем самым признают, что явления самосущи; в этом случае объекты должны существовать сами по себе, что не допускает их зависимости от условий. Следовательно, в этих системах неприемлем принцип взаимозависимого происхождения. А без этого принципа любые учения о сансаре и нирване, о добре и зле, абсолютно невозможны.

|< Пред. 239 240 241 242 243 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]