Интервью в Бодхгаэ, 1981-1985   ::   Далай-лама xiv

Страница: 96 из 120

Далее, с исторической точки зрения, тибетский буддизм делится на старую школу (rNying ma) и новые школы (gSar ma) К последним обычно относят традиции Kaргъю, Сакья и Кадам. Сакья и Кадам позднее развились в традицию Гелуг. Так что в целом обычно выделяются четыре школы – старая школа и три новые Школы, хотя, конечно, внутри этого деления существуют и другие школы.

Все четыре основные секты сочетают в своих учениях доктрины Сутраяны и Мантраяны. Что касается Мантраяны, то особое внимание уделяется тантрам Ануттарайоги, которые опять же преподносятся в сочетании с обычными махаянскими доктринами Сутраяны. В тибетском языке существует много слов для обозначения пустоты (stong ра nyid). Так, например, в нем есть понятие «нэ-луг» (gnas lugs, букв. – «образ существования вещей»), а также понятие «дай ко на ньи» (de kho nа nyid, букв. – «таковость», или «реальность»). Согласно Сутраяне, эти понятия в основном характеризуют пустоту как объект. Однако, в системе тантры Ануттарайоги понятие «нэ-луг» используется главным образом для описания субъективного восприятия, переживания опыта пустоты, то есть для обозначения того особого вида сознания, которое в рамках тантрической системы постигает реальность, то есть ясный свет. В действительности словосочетание «ясный свет» может быть использовано для описания как объекта, так и субъекта восприятия. В первом случае ясный свет – это объективно существующая пустота. Во втором – это сознание, имеющее пустоту, точнее ясный свет, объектом своего восприятия.

|< Пред. 94 95 96 97 98 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]