Страница:
20 из 112
Существующая реальность в целом значительно сложнее, чем какая-то одна отдельная форма ее отражения в познающем мир разуме. Сам Нильс Бор, по словам его сына Ханса, находясь в Японии, образно объяснил суть принципа дополнительности: талантливый японский художник Хокусай создал свои «Сто картин Фудзиямы», и именно совокупность разных впечатлений, сложившихся при различном освещении, в разные времена года и под разными углами зрения, оказалась способной воссоздать богатство изменчивой, удивительной, очаровательной, всегда разной, но, тем не менее, единственно сущей в реальности Фудзиямы. Гора все время являет наблюдателю иной облик, иной поворот своей сущности, но она всегда – одна… Примерно так, весьма наглядно для японцев, высказался великий физик.
Последуем за его мудрым и образным наставлением и постараемся создать такую модель нормы здоровья, в которой присутствовал бы оптимальная взаимосвязь и взаимодействие всех органов, систем и функций организма – с какой бы точки зрения на проблему ни смотреть. Нас подстегивают две крайности: слишком простая и чересчур переусложненная картина. Так, например, если мы начертим нечто вроде классиков на асфальте, то эти клеточки будут соседствовать между собой чисто механически, их связь будет выражаться через очередность прыжков детских ножек из одного квадратика в другой. Эта плоскостная модель не годится для нашего случая.
|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|