Страница:
132 из 927
Причины общественные . Языческие писатели и христианские апологеты единогласно свидетельствуют, что появление и распространение христианства в греко-римском обществе было встречено со стороны последнего единодушною ненавистью — как со стороны низших слоев общества, так и образованного класса. «Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев, тех, которые следуют слову Божью?» спрашивает Тертуллиан. «Сколько раз враждебная к нам чернь, говорит Тертуллиан, нападала на нас, бросала камни и сжигала наши дома. Не щадят христиан даже мертвых, вытаскивают трупы из гробов, чтобы над ними надругаться, чтобы растерзать их на куски». Heнависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время каких-нибудь общественных бедствий.
Не только простой народ, а и высшие интеллигентные классы также ненавидели христиан. Тацит называет христиан «ненавидимыми за их мерзости» (per flagitia invisos), проповедующими пагубное суеверие (exitiabilis superstitio) и виновными в ненависти к человеческому роду (odium humani generis) и христианство выставляет как зло (malum), которое наряду с другими гнусностями и бесстыдствами (atrocia et pudenda) притекло в Рим. По Светонию христиане «род людей нового и зловредного суеверия» (genus hominum superstitionis novae et maleficae). Вифинский чиновник Плиний , допрашивавший многих христиан под пыткою, официально заявляет, что у них он ничего не нашел, кроме грубого и безмерного суеверия (prava et immodica superstitio). В сочинениях Цельса, Апулея, Лукиана и др.
|< Пред. 130 131 132 133 134 След. >|