Страница:
853 из 927
Каппадокии привили монашество Василий Великий, Григорий Богослов , и Григорий Нисский . Василий сначала основательно познакомился с знаменитыми аскетами Сирии и Палестины. Быть может он был склонён к монашеству своей матерью Емилией, сестрою Макриною, живших по-монашески, а также Евстафием Севастийским. Василий Великий имеет в истории монашества славу организатора восточного монашества. Известные его «Большие и малые монашеские правила» (οροι κατά πλατος и οροι κατ’ επιτομην. Migne. Patr. gr. t. XXXI). Доселе представляют собою единственные правила греческого монашества.
/В сущности св. Василий проводил идеал монаха, начертанный и воплощенный в «Vita Antonii». Монах — истинный христианин. Аскетизм состоит не в отдельных аскетических действиях, а в святости, в благочестивом настроении, направлении целой личности. Вместе с любовью к Богу, монах должен проявлять и любовь к ближним (Reg. fust. tract, interrogat. 7; ср. ep. 22: περι τελειοτητος βιου μανοχων). Он желает видеть монастыри не в пустынях, а вблизи городов и сел; однако, он не вменяет монашеству в обязанность воздействовать на Церковь — ни в религиозно-реформаторском, ни в социально-практическом смысле. Любовь к ближним у Василия, по пониманию ??? ( неразборчиво ), относится только к монастырским собратиям. Монашество, по Василию, не должно означать унижение, умаление, лишение природы, а возвращение к ней, не противоположность, а завершение, «восполнение античной мудрости». Убегая от извращенной и отравленной культуры, монах находил в уединении чистую природу.
|< Пред. 851 852 853 854 855 След. >|