Эссе и размышления о Человеке и его Учении   ::   Гурджиев Георгий

Страница: 54 из 177

Если "естественный" человек восприимчивк дуализму, то Вселенная, насколько можно заключить, безусловно нуждается в трех действующих силах.

ПРИРОДА: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

По Гурджиеву, Бог был вынужден сотворить мир:

"И в это время нашему Создателю-Вседержцу явилась надобность сотворить теперь существующий Мегалокосм, то есть наш мир... Наш Всемогущий Творец однажды заметил, что Солнце-Абсолют, на котором он пребывал, хотя и незаметно, но постоянно уменьшается в размере... Причиной постепенного уменьшения размеров Солнца-Абсолюта был Геропас, или течение самого времени"25.

На первый взгляд это утверждение может показаться лишь проявлением знаменитого Гурджиевского юмора. Но роль, приписываемая времени, чрезвычайно занимательна; сходная идея имеется в космологии Якоба Беме (1575-1624). По Беме, Бог также вынужден был сотворить Вселенную -- из-за насущной жажды познать себя. Так он умер для себя, чтобы родиться, подвергнув себя циклу времени. "Рождение Бога" - фундаментальный аспект доктрины Беме.

Между философией Гурджиева и Беме можно найти немало сходных черт26: закон трех и закон семи, лежащие в основе их космологии, роль прерывности, универсальный обмен веществ, живая Природа. У Гурджиева, как и у Беме, имеется два значения слова "природа": "сотворенная природа" и "божественная природа". Идея природы -- объемлющая как божественную, так и сотворенную природу -- относится к взаимодействию между всеми уровнями реальности.

|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]