Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
106 из 121
Так говорится в «Уровнях шравак»:
«Начинающий йогин, обладающий [безмятежным] состоянием ума, решив, что пойдет по мирскому или немирскому пути, многократно погружается в то же состояние. Чем чаще он погружается в него, тем больше – с каждым днем и ночью – увеличивается, возрастает совершенная податливость и сосредоточенность мысли. Когда его [безмятежное] состояние становится прочным, устойчивым и он начинает чувствовать искреннее стремление к цели, а также полностью познает характеристики безмятежности и проникновения, тогда ступает на выбранный путь – мирской или немирской.»
Мирское проникновение – это созерцание спокойного-грубого, когда смотрят на низшие уровни как на грубые, а на высшие – как на спокойные.
Немирское проникновение – это созерцание, при котором узревают 16 аспектов Четырех Истин: непостоянство и прочие. 121 Главное в нем – воззрение, постижение отсутствия индивидуальной самости.
Какие же личности в этой жизни, в которой достигают, согласно прежнему описанию, безмятежного состояния ума, идут по мирскому пути, а не по немирскому? Об этом сказано в «Уровнях шравак»:
«Какие индивиды затем идут в этой жизни только по мирскому, а не по немирскому пути? Отвечаю – четыре [типа индивидов]: все иноверцы и те последователи нашей Дхармы, которые раньше практиковали лишь безмятежность [и имеют] слабые умственные способности; те, чьи умственные способности остры, но корни добродетели полностью не созрели; и бодхисаттвы, желающие достичь Пробуждения не в этой, а в следующей жизни.
|< Пред. 104 105 106 107 108 След. >|