Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации.   ::   Цонкапа Чже

Страница: 22 из 121



Также есть очередность медитации и мудрости в перечислении шести парамит, о которых сказано:



«На основе предыдущих рождаются последующие», 33



– и последовательность зарождения особой практики мудрости на основе особой практики самадхи соответствует порядку культивирования сначала безмятежности, а затем проникновения. Также, согласно прежней цитате из «Уровней бодхисаттв» и высказыванию в «Уровнях шравак»: на основе безмятежности культивируют проникновение. К тому же «Сущность срединности», «Введение в практику», три «Ступени созерцания», 34 Джнянакирти и Шантипа тоже указывают, что сначала достигается безмятежность, а затем культивируется проникновение.

Поэтому мнение некоторых индийских наставников, что не [следует] отдельно добиваться безмятежности, а в первую очередь [нужно] посредством проницательного анализа породить проникновение, – противоречит исходным текстам великих подвижников, и разумные не должны на него полагаться.

Однако [установленная] последовательность безмятежности и проникновения является таковой лишь тогда, когда их порождают впервые. Потом могут сначала культивировать проникновение, а затем безмятежность. Т.е. последовательность [их практики после осуществления] не определена.

Но почему же в «Антологии [Абхидхармы]» сказано:



«Некоторые, достигшие проникновения, но не достигшие безмятежности, усердствуют в безмятежности на основе проникновения?»



[Здесь говорится] не о тех, кто не достиг безмятежности, относящейся к «порогу» Первой Дхьяны, а о тех, кто [еще] не достиг безмятежности самой Первой Дхьяны и далее; т.е. о тех, кто, опираясь на прямое постижение четырех истин, [стремится] к осуществлению безмятежности Первой и дальнейших Дхьян.

|< Пред. 20 21 22 23 24 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]