Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
75 из 121
(2) Что делать при отсутствии расплывания и возбуждённости
Созерцая согласно указанному, пресекая даже малейшие расплывание и возбужденность, достигают ровного сосредоточения, лишенного «неровностей» расплывания и возбужденности. Применение в это время воли или усилия является изъяном самадхи. Поэтому следует культивировать противоядие – равновесие. 99
Так сказано и в «Средней ступени созерцания»:
«Когда расплывание и возбужденность исчезают и видите, что мысль спокойно держится на объекте, – ослабьте усилие и пребывайте в равновесии столько времени, сколько желаете.»
Каким же образом применение волевого усилия становится изъяном? Сначала созерцают, обращая мысль внутрь при возбужденности и напрягая ее при расплывании. Обретя вследствие этого в каком-то из занятий уверенность, что расплывание и возбужденность более не возникают, продолжают остерегаться расплывания и особенно – возбужденности. Если так делать, то, – как сказано в двух последних «Ступенях созерцания»:
«Если при ровном сосредоточении применять усилие, ум становится рассеянным.»
То есть появляется рассеянность.
Поэтому во время [ровного сосредоточения] нужно уметь расслабиться.
Имеется в виду ослабление усилия, а не прочности удерживания [объекта].
Поэтому равновесие культивируется не в любом случае отсутствия расплывания и возбужденности, а только после полного подавления силы расплывания и возбужденности. Пока их сила не подавлена, равновесие невозможно.
|< Пред. 73 74 75 76 77 След. >|