Этап духовного развития высшей личности   ::   Цонкапа Чже

Страница: 240 из 243

Как сказано в «Хвале беспредельным достоинствам»:



"Хоть некие, не обуздавшие себя,

и говорятправдивые слова,

они не смогут обуздать других,

коли слова не соответствуют [делам их]", –

подумав так, Ты в своем сердце поместил

существ, и силы самообузданью посвятил."



Четыре средства обращения можно свести к обращению посредством вещественных благ и обращению посредством Дхармы. Даяние вещественных благ – это первое [средство обращения]. Остальные три сводятся к обращению посредством Дхармы: т.е. посредством Дхармы для обдумывания, практической Дхармы и очищающей Дхармы. Как сказано [в «Украшении сутр» (16.75)]:



"[Обращение] даяньем материальнных благ

и посредством Дхармы [обращение] –

Дхармы созерцания и размышления –

в этих двух – четыре средства обращения."



Кроме того, они являются методом осуществления блага других – методом бодхисаттв трех времен, и потому единственным путем. Как сказано [там же (16.78)]:



"У всех, кто обращал и будет обращать,

иль ныне обращает, – тот же [метод],

а значит, [эти средства обращения] существ

стезя [единственная] для их совершенства."

***



Хотя вообще деяния бодхисаттвы бесчисленны, парамиты и четыре средства обращения сводят все их воедино: ведь бодхисаттве ничего другого делать не надо – лишь осуществлять созревание собственного собрания причин Буддовости и способствовать духовному созреванию существ. Именно это исполняется с помощью парамит и средств обращения.

|< Пред. 238 239 240 241 242 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]