Страница:
21 из 63
А затем за ним снова появляется тончайшая, «непроявленная» стадия — неуказанная, то есть не-самость.
Итак: материя, ум, самость, не-самость — вот четыре стадии всех этих трех гун.
Если вы погрузитесь в глубокий летаргический сон, вы будете подобны материи. Человек в летаргическом сне — это почти материя, процессы в его теле заторможены; вы не обнаруживаете в нем признаков жизни. Тогда есть второе качество — ум. Если раджас, деятельность, слишком велик, то вы становитесь слишком зависимыми от ума. Тогда вы очень, очень активны — ум все время активен, одержим активностью, он — в непрерывных поисках новых занятий.
Кто-то спросил Эдмунда Хиллари, первого человека, достигшего вершины Эвереста:
— Зачем? Зачем Вы так рисковали? Он ответил:
— Потому что была вершина Эвереста, и человек должен был взойти на нее.
Почему человек летает на луну? Потому что луна есть. Как вы можете избежать ее? Вам нужно лететь. Деятельный человек постоянно ищет себе занятие. Он не может оставаться незанятым, в этом его проблема. Без дела он — исчадие ада; в деле он забывается.
Если тамас, инертность, слишком велика, вы становитесь подобными материи. Если раджас слишком велик, вы становитесь умом: ум — это деятельность. Вот почему ум сходит с ума. Затем, если саттва слишком велика, вы становитесь самостью, вы становитесь атмой (душой). Но и это неуравновешенность. Но если все три стадии — в состоянии равновесия, тогда появляется четвертая стадия — не-самость.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|