Страница:
29 из 34
"Бытиё" или существование повинуется закону причинности и подпадает подвласть закона только тогда, когда оно облекается в форму и наименование. Ввиду того, что всякий закон сутью своей зиждется в причинности, свободной воли не может быть. Сами эти слова являются противоречием, потому что волю мы знаем, а всё, что мы знаем, находится во вселенной. Всё же находящееся во вселенной обусловливается пространством, временем и причинностью. Всё, что мы знаем или можем узнать, должно быть подчинено причинности, а то, что повинуется закону причинности, не может быть свободным — оно подвергается влиянию других факторов и становится в свою очередь причиной. Но всё не бывшее сначала волей, но преобразовавшееся в волю при попадании в форму пространства, времени и причинности, становится снова свободным. Из свободы оно приходит, обращается в рабство, но сбросив рабство, снова становится свободным.
Единственное средство освободиться от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы закона и очутиться по ту сторону закона — по ту сторону причинности.
Но отказаться от пристрастия ко вселенной чрезвычайно трудно. Немногие этого достигают. В индийских книгах упоминается о двух путях к достижению свободы. Один из них называется "нети" (не то), а другой — "ити" (это). Первый путь отрицательный, второй — положительный. Путь отрицательный — наиболее трудный. Он доступен лишь людям очень высокого, исключительного ума и исполинской воли. И ум, и тело повинуются их воле, и они достигают цели.
|< Пред. 27 28 29 30 31 След. >|