Страница:
103 из 124
Можно, таким образом, различать три класса живых существ:
неодушевлённые существа, образованные одной материей, без жизненности и ума: это грубые, низкоорганизованные тела;
одушевлённые недумающие существа, образованные материей и одарённые жизненностью, но лишённые ума;
одушевлённые думающие существа, образованные материей, одарённые жизненностью и обладающие, сверх того, разумным началом, сообщающим им способность мышления.
72. Каков источник ума?
– «Мы сказали это: вселенский ум.»
– Можно ли сказать, что каждое существо черпает некоторую порцию ума во вселенском источнике и усваивает её так же, как оно черпает и усваивает начало матерьяльной жизни?
– «Это не более чем сравнение, неточное к тому же, поскольку ум есть способность, свойственная каждому существу и составляющая его нравственную индивидуальность. Впрочем, как вам известно, есть вещи, которые не дано постичь человеку, и эта пока что из их числа.»
73. Инстинкт, независим ли он от ума?
– «Нет, не совсем так, ибо это есть род ума. Инстинкт есть нерассуждающий ум; через него все существа удовлетворяют свои потребности.»
74. Можно ли провести некую разграничительную черту между инстинктом и умом, т.е. определить, где кончается один и начинается другой?
– «Нет, ибо зачастую они сливаются; но вполне можно различить, какие действия относятся к инстинкту, а какие принадлежат уму.»
75. Можно ли сказать, что инстинктивные свойства уменьшаются по мере того, как возрастают свойства умственные?
– «Нет, инстинкт существует всегда, но человек пренебрегает им.
|< Пред. 101 102 103 104 105 След. >|